Математические ступеньки

Программа «Математические  ступеньки»  дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление. Она разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.Е.Комаровой,   М.А.Васильевой, а также на основе парциальной  программы «Математические ступеньки»    Е.В.Колесниковой,  и  строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Особенность этой программы заключается в том, что она представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, заданиями  на развитие логического мышления и др.

Работа по программе строится  на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя их желание заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется  развитию  логических форм мышления.

Весь комплекс заданий с дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки.

Программа занятий

Содержание программы

Разделы работы:

1.Количество и счет.

2.Определение величины.

3.Ориентировка во времени, пространстве.

4.Решение логических задач.

5.Геометрические фигуры.

Количество и счет

Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, закрепить умение считать в пределах 20, упражнять в составлении и решении простых задач на сложение и вычитание, закрепить понимание отношений между числами натурального ряда. При закреплении знаний о числах дети познакомятся с пословицами, стихами, загадками, считалками, в которых упоминаются эти числа. Дети учатся решать арифметические задачи, отгадывать математические загадки и записывать с помощью цифр и знаков их решения.

Определение величины

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы.

Фигуры

В   разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам. Учатся преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию в тетради в клетку, а также символические изображения предметов из геометрических фигур.

Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

Ориентировка в пространстве

Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Много заданий дается на выполнение упражнений по словесной инструкции. Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя и другого лица.

Логические задачи 

Основной задачей данного раздела-является развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Используемые  пособия  (кубики Никитина, палочки Кьюизенера различные ребусы «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание, и логическое мышление.

Цели программы

Развитие логического мышления,  смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

 Задачи программы

 Образовательные:

  • формировать общее представление о множестве и числе;
  • формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах  20;
  • знакомить с составом числа;
  • учить детей решать простейшие арифметические задачи;
  • учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • учить сравнивать множества;
  • знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;
  • развивать мелкую моторику, глазомер;
  • развивать  инициативу;

Воспитательные:

  • воспитывать внимание;
  • воспитывать организованность;
  • воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

Результат программы

В результате освоения программы дети научатся:

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше.
  • Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
  • Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
  • Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
  • Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
  • Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
  • Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Будут знать:

  • Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
  • Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
  • Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Будут иметь представление:

  • О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
  • О временных интервалах: временем суток, года.
  • Об определении времени по часам
  • О количественной характеристике числа.

Материально-техническая база

Помещение оборудовано в соответствии с требованиями СанПин, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, оснащено рециркулятором. В наличии интерактивная доска, различные математические наборы для счёта, знакомства с геометрическими фигурами, оборудование для измерения длины, веса, объёма, дидактический материал.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie