Математические ступеньки
Программа «Математические ступеньки» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Она разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В.Колесниковой, и строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Особенность этой программы заключается в том, что она представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, заданиями на развитие логического мышления и др.
Работа по программе строится на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя их желание заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Весь комплекс заданий с дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки.
Программа занятий
Содержание программы
Разделы работы:
1.Количество и счет.
2.Определение величины.
3.Ориентировка во времени, пространстве.
4.Решение логических задач.
5.Геометрические фигуры.
Количество и счет
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, закрепить умение считать в пределах 20, упражнять в составлении и решении простых задач на сложение и вычитание, закрепить понимание отношений между числами натурального ряда. При закреплении знаний о числах дети познакомятся с пословицами, стихами, загадками, считалками, в которых упоминаются эти числа. Дети учатся решать арифметические задачи, отгадывать математические загадки и записывать с помощью цифр и знаков их решения.
Определение величины
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы.
Фигуры
В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам. Учатся преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию в тетради в клетку, а также символические изображения предметов из геометрических фигур.
Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
Ориентировка в пространстве
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Много заданий дается на выполнение упражнений по словесной инструкции. Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя и другого лица.
Логические задачи
Основной задачей данного раздела-является развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Используемые пособия (кубики Никитина, палочки Кьюизенера различные ребусы «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание, и логическое мышление.
Цели программы
Развитие логического мышления, смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи программы
Образовательные:
- формировать общее представление о множестве и числе;
- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
- знакомить с составом числа;
- учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- учить сравнивать множества;
- знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- развивать инициативу;
Воспитательные:
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность;
- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Результат программы
В результате освоения программы дети научатся:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Будут знать:
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Будут иметь представление:
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
Материально-техническая база
Помещение оборудовано в соответствии с требованиями СанПин, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, оснащено рециркулятором. В наличии интерактивная доска, различные математические наборы для счёта, знакомства с геометрическими фигурами, оборудование для измерения длины, веса, объёма, дидактический материал.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»