Доступная среда
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации созданы специальные условия для получения образования детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ. Под специальными условиями для получения образования воспитанников с ОВЗ и детьми-инвалидами понимают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальной методической литературы, методических пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий со специалистами, обеспечение доступа в здание детского сада, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МДОУ детский сад №2 «Чайка» образовательная деятельность организуется в групповых помещениях, которые оснащены мебелью отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников, игровыми пособиями (игры, игрушки), дидактическими пособиями (наглядно-демонстрационный материал).
Объекты для проведения практических занятий
В здании детского сада есть музыкальный зал для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной).
Библиотека
Вместо библиотеки используется методический кабинет.
В каждой групповой комнате имеется уголок чтения, где в свободном доступе детей находятся книги, соответствующие возрастным особенностям воспитанников.
Спортивные объекты
В здании детского сада есть физкультурный зал для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных развлечений, игр. На территории детского сада оборудована детская игровая спортивная площадка.
Средства обучения и воспитания
Основные направления работы с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ в нашем детском саду в полном объёме отвечают ФГОС ДОО:
- физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
- социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
- познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;развитие речи как средства познания;
- художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО) в следующих формах:
- закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (в режимных моментах);
- игры-тренинги;
- индивидуальная работа, все виды игр, беседы.
В организации образовательной деятельности мы учитываем:
- диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребёнка, наблюдение за поведением детей в группе);
- планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организацию предметно-развивающей среды, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию;
- организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу;
- создание условий для творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.);
- создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях;
- использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей;
- мониторинг образовательного процесса.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МДОУ функционирует с 1964 года, здание №2 – с 1992 года. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. При входе в здание имеется пандус. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения и световыми табло «Выход». При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию. Основным документом является СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Десятидневное меню удовлетворяет потребность воспитанников в здоровом питании.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Оздоровительно–профилактическая работа в нашем детском саду направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обеспечение медико-педагогического сопровождения развития каждого ребёнка.
Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей с ОВЗ, проведением индивидуальных лечебно-профилактических действий в зависимости от нарушения:
- соблюдение режима дня;
- мероприятия по физическому и психическому закаливанию;
- специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением;
- особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании;
- использование здоровьесберегающих технологий;
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья в досуговых мероприятиях.
Доступ к информационным системам
В детском саду имеются: компьютеры, DVD, проектор, музыкальный центр, магнитофоны, интерактивная доска. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МДОУ детский сад № 2 «Чайка» отсутствуют