Педагогам и сотрудникам
Методические материалы
Что нужно знать о ФГОС?
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:
- Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
- Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
- Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их знаний, умений и навыков требованиям государственного стандарта образования.
Идеологические и методологические основы новых федеральных стандартов
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
- Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
- Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой образовательной модели. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.
ФГОС дошкольного образования на практике
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Художественно-эстетическое развитие
Художественно-эстетическое развитие дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Возраст с рождения до семи лет – период приобщения ребёнка к изучению окружающего мира и период его начальной социализации. В дошкольном возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей. Таким образом, большую актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного.
Сущность художественно эстетического воспитания дошкольников включает в себя несколько основных положений. Во-первых, художественное воспитание дошкольников – это процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного. Во-вторых – формирование у ребёнка способности воспринимать и ощущать красоту не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Важная задача художественно эстетического воспитания – формирование художественного вкуса. И уже на основе него развивается способность к самостоятельному творчеству в детском саду. Ведь главное в художественно эстетическом воспитании дошкольников – развитие таких качеств и способностей, которые позволят личности стать творцом эстетических ценностей, получая удовольствие от них и красоты окружающей действительности.
Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка. Художественно эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.
Физическое развитие
Для дошкольника двигаться также естественно, как дышать, есть, пить, спать. Первое, что начинает делать новорожденный, — двигаться; мало того, он «занимается физкультурой» еще в утробе матери.
Отмечено, что чем раньше ребенок начинает ходить, тем раньше начинает развиваться его речь. Это объясняется анатомической близостью речевых центров с двигательной зоной коры головного мозга.
Ученые доказали, что подвижные дети не только быстрее развиваются, но и крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни.
Дети много сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на учебных занятиях в детском саду, они мало двигаются и редко бывают на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на их физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, что угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности, ухудшает внимание, память.
Учитывая актуальность выдвинутых проблем, мы уделяем важное значение повышению двигательной активности детей в ДОУ.
Потребность в движении — одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и полноценном формировании человека.
Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Важно, чтобы занятия были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, улучшают деятельность печени, почек, желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, что имеет особенное значение для организма. Увеличивается частота сердцебиения, сердечная мышца сокращается сильнее, активизируется выброс крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения приводит к ее функциональному совершенствованию. Вовлечение в кровоток большего количества крови стимулирует кроветворение.
Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления, скопление в них слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. И конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение. Поэтому у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.
Таким образом, достаточная двигательная активность — необходимое условие гармонического развития личности.
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Музыкальное воспитание
«Без музыки трудно представить
себе жизнь человека. Без звуков
музыки она была неполна, глуха, бедна…
Любителями и знатоками музыки
не рождаются, а становятся…»
Д. Шостакович
Детство – страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения.
Однако будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребёнка. Средства для этого могут быть разными. Подходит всё, что так и или иначе затрагивает душу ребёнка. Красота музыкальных созвучий, выразительность линий и цвета, пластика поэтической речи питают и лепят творца.
Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, даёт возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливает эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя роет клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых, сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.
Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.
В нашем детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно как на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову, так и в свободное время. Все виды искусства как бы объединяет развлечение, которое дает возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду. Вызывая радостные эмоции, развлечение одновременно закрепляет знание детей об окружающем мире, развивает речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствует становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений.
Основные цели и задачи музыкального воспитания детей:
- формирование основ музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры дошкольников;
- формирование ценностного отношения к музыке как к виду искусства;
- развитие опыта восприятия и понимания музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям, чувствам;
- развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности.
«Прекрасное порождает доброе»
Д. Кабалевский
Методическая работа
Эффективность работы всего коллектива дошкольного учреждения зависит от правильного выбора и использования разнообразных форм методической работы в дошкольном учреждении. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.
Основными направлениями работы старшего воспитателя являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы.
Старший воспитатель Абрамова Т.П.
Готовность к школе
Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая.
Осознание обществом того факта, что поступивший в школу ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития познавательных психических процессов и личностных качеств, которые необходимы для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности к школьному обучению, сначала в плане диагностики, а затем коррекции и специально организованной работы по психологической подготовке к школе.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику.
Психологическая готовность формируется в игре. Если ребёнок не освоил в достаточной степени различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.
В современной ситуации развития детей эти положения нередко утрачивают свой первоначальный смысл и своё значение в практике дошкольной педагогики. Между тем именно сейчас они приобретают особую актуальность. Поэтому целесообразно вернуться к ним, и по-новому взглянуть на эти традиционные представления.
Игра начинает терять свою ценность в глазах взрослых. В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Выходит, что игра – это баловство, пустая трата времени.И во многих детских садах основное внимание уделяется занятиям, а не игре. Вместе с тем значительная часть детей приходят в школу неподготовленными. Они с самого начала обучения испытывают трудности, мешают учителю и другим детям и довольно скоро попадают в разряд «трудных», неуспевающих. Иными словами, если ребенок не играть, если уровень его игры низкий, то это скажется на готовности к школе.
Известно, что, когда ребенок делает что-то под давлением, результат достигается медленнее, учение еще до школы может стать скучным и обременительным занятием. Если встречается негативное отношение ребенка к учению, необходимо сначала соединить его с игрой (Михайленко Н.Я., 2001).
В сложившейся ситуации важно чтобы каждый ребенок, как воспитывающийся в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье был подготовлен к обучению в школе. Взрослые, педагоги должны помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника».
Большой вклад в дошкольную педагогику и психологию внёс К.Д. Ушинский, который указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но, никогда не развлекающим. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.
Игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников (Гуткина Н.И., 2000).
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не, только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде ...».
А.В. Запорожец, опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, ¬высказал предположение о том, что игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще в силу возрастных особенностей для него недоступные.
Логические операции в старшем дошкольном возрасте ещё, как правило, не могут существовать вне игры, так как нуждаются в сильной эмоциональной «поддержке».
Это нашло отражение в экспериментах Л.С. Славиной, где простейшие примеры на сложение и вычитание предъявлялись ребенку сначала вне игровой ситуации, а затем в игре. Вне игры дети неохотно выполняли задания, всем свои видом показывая, что они безразличны к этой деятельности.
Благодаря игре поведение ребенка, его внимание, память становятся произвольными, это показано в исследованиях многих ученых.
З.М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру.
З.В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.
Игра – школа произвольного поведения. Важным аспектом развития произвольности поведения детей является формирование контрольной функции, которая отвечает за четкое и полное выполнение правила, следование образцу поведения.
Как показано в исследовании Е.А. Бугрименко, сюжетно-ролевая игра способствует выделению и освоению дошкольниками социальной функции контроля, т.е. раскрытию его смысловой стороны. Это осуществляется, в частности, за счет того, что правила контроля, составляют основное содержание игровых действий, вплетаются в систему ролевых взаимоотношений детей. В её исследованиях также было показано, что сюжетно-ролевая игра для детей 6-7 лет уже в большей степени утрачивает свое значение в выделении социальной стороны контроля.
Необходимо также отметить важное значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка. В сюжетно-ролевой игре, подчеркивает Д.Б. Эльконин, в результате эмоционально-действенной ориентации ребёнка в смыслах человеческой деятельности возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности; возникает, и получает свое развитие новая психологическая форма мотивов.
Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра в «Школу». Каждый ребенок должен обязательно побыть и в роли ученика, и в роли учителя. Вторая роль даст ребенку возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе (Хозиев В.Б., 2002).
По мнению В.Б. Хозиева, создаваемая в игре предметная среда и развернутые в разных формах различные виды действий должны порождать у ребенка ощущение произвольности и свободного выбора, стремление к своему собственному (в том числе – групповому) разрешению той или иной проблемной ситуации. Именно личное участие, диалоговое сотрудничество и взаимодействие с участниками группы и «психологически эффективным» взрослым активность в оценивании и ответственность за выбранный путь делают игровую обстановку живой и изменчивой, а ориентировку детей подвижной и продуктивной. Самостоятельное открытие и цели свое и игры, и средств ее достижения делает для ребенка процедуру поиска естественной соответствующей грядущим задачам учебной деятельности
По мнению В.С. Мухиной: «Игра заключает в себя правила, которые организуют волю ребенка, упражняют ум и развивают его как личность».
Всеобъемлющее значение игры для развития ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности ребенка в целом.
По тонкому замечанию Г.П. Щедровицкого, игра имеет ряд важных для нас основных характеристик. «Игра есть:
- особое отношение ребёнка к окружающему его миру;
- особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
- деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребёнка...».
Несколько перефразируя Щедровицкого, Б.А. Зельцерман, Н.В. Рогалёва говорят, что игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане она – педагогическое творение (Зельцерман Б.А., 1997).
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. Авторы чаще называют такие игры развивающимися, а не традиционно-дидактическими. В них нет фиксированных правил, дети останавливаются перед необходимостью сделать выбор.
Таким образом, проблема игры привлекает к себе внимание многих исследователей. В психологической теории игры особое внимание уделяется изучению роли игры в психическом развитии ребёнка. Анализ исследований различных ученых позволил сформировать вывод: игра является средством формирования психологической готовности детей к обучению в школе, развивая у них необходимые качества для школьной жизни. Игра – школа произвольного поведения.
Подготовка детей к школе – дело серьёзное. Главное, что необходимо запомнить: ребенок не только готовится к жизни, но уже живёт и его жизнь должна быть радостной и яркой и счастливой. Обеспечить детям такую жизнь помогает игра. Все виды игр имеют положительное значение в формировании психологической готовности к обучению в школе и воспитании будущего школьника.
Локальные нормативные акты
Профсоюзная организация
- Представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза
- Контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
- Улучшение материального положения, укрепление здоровья и повышение уровня жизни членов профсоюза
- Информирование членов профсоюза о работе профсоюзной организации
- Приём и учёт членов профсоюза, организационные мероприятия
- Вовлечение членов профсоюза в профсоюзную работу
Цель работы профсоюзной организации — защита профессиональных, трудовых, социально–экономических прав и интересов работников, повышение их социального статуса